Цель анализа: выявить результаты и эффективность воспитательной работы за 2017 – 2018 учебный год.
Задачи анализа:
• выявление состояния воспитательного процесса;
• выявление возможностей его развития;
• анализ произошедших изменений.
Основной воспитательной темой, над которой работала школа в прошедшем учебном году, являлась «Создание условий для формирования гражданской, правовой, самостоятельной, социально-активной личности, способной делать свой жизненный выбор и нести ответственность за судьбу своей страны».
При этом решались следующие задачи:
• Продолжить работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности, изложенным в документе «Концептуальные основы воспитания» от 22 апреля 2015 года.
• Формировать у обучающихся нравственно-этические ценностные основы антикоррупционного поведения, способствовать развитию правового сознания, активной гражданской позиции.
• Обеспечивать сохранение здоровья учащихся через психолого-педагогическую поддержку, организацию школьного питания, систему оздоровительных спортивно-массовых мероприятий, пропаганду здорового образа жизни и соблюдении ПДД.
• Способствовать привлечению родителей к образовательному и воспитательному процессу.
• Продолжать развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.
В прошедшем учебном году педагогический коллектив школы осуществлял работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности, которые изложены в документе «Концептуальные основы воспитания».
Данный документ ориентирован на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса, обновление методологии, содержания и структуры воспитания на общенациональной идее «Мәңгілік ел», ценностей семейного воспитания, а также интегрированности учебного и воспитательного процессов.
Воспитательная работа в 2017-2018 учебном году велась по восьми направлениям: воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание; духовно-нравственное воспитание, национальное воспитание; семейное воспитание; трудовое, экономическое и экологическое воспитание; поликультурное и художественно-эстетическое воспитание; интеллектуальное воспитание и воспитание информационной культуры; физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Нормативно-правовую базу воспитательной деятельности составляют ряд документов: Конституция Республики Казахстан, Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», «Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы», Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента процесса обучения во всех организациях образования», Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года "Казахстан 2020: путь в будущее", Конвенция о правах ребенка, Послание Президента народу Казахстана и другие.
В начале учебного года был составлен сетевой график организационных мероприятий по разъяснению программной статьи «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева. В течение года работа велась согласно данному плану. При проведении мероприятий были использованы различные формы и методы.
Для совершенствования воспитательной системы в школе проводился ряд мероприятий через:
- работу методического объединения классных руководителей (анализ прилагается);
- работу школьного самоуправления;
- работу социально-психологической службы;
- работу родительского комитета;
- работу кружков и секций.
В течение года дети участвовали в школьных, районных, областных, республиканских конкурсах и соревнованиях, для учащихся 5 – 11 классов традиционно проводился конкурс «Лучший класс года».
ВОСПИТАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание направлено на формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.
В течение года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению:
- книжные выставки в библиотеке:
ко Дню Конституции «Закон, по которому мы живем», ко Всемирному Дню ребенка «Да здравствует детство!», ко Дню Первого Президента «Президент независимого Казахстана»; «Казахстан – страна мира, богатства и процветания!» (Надточий О.В.,) к Посланию Президента Республики Казахстан «Цвети, мой Казахстан» - в рамках программы «Туған жер», «Опалённые войной» - ко Дню вывода войск из Афганистана (Мамедова О.Р.)
- информационные стенды:
по Посланию Президента Республики Казахстан «Народу Казахстана» (Мамедова О.Р.)
- конкурс рисунков и плакатов:
«Стоп, коррупция!» (5-11 классы) – классные руководители, Баева Е.В., «Это Родина моя» (1-4 классы) –Мамедова О.Р., «Сатылмайтын еңбек» - в рамках антикоррупционнго воспитания (1-4 классы) – на летней оздоровительной площадке
- конкурс эссе:
«Мемлекттік қызмет – елдің мүддесіне адал еңбек» - в рамках антикоррупционного воспитания (5-8 классы) - Витковская Т.В.
- конкурс презентаций:
«Коррупция – зло государства» - в рамках антикоррупционного воспитания (5-8 классы) – Крапива К.А., классные руководители
- анкетирования:
«Что такое «коррупция»? - в рамках антикоррупционного воспитания (5-11 классы) - Колбик Н.А.
- тестирования:
«Мои отношения со сверстниками» (5-8 классы) – социальный педагог
- рейды:
«Подросток» (социальный педагог)
- дискуссионные практикумы:
«Основы общественного порядка» - в рамках антикоррупционного воспитания (9-11 классы) – Крапива К.А.
- сюжетно-ролевые и деловые игры:
«Выборы Главы класса» согласно принципам избирательного права страны - в рамках антикоррупционного воспитания (1-4 классы) - Ленденман Е.В., «Получение государственной услуги» - в рамках антикоррупционного воспитания (5-8 классы) - Шаханова К.Б.
· флешмобы:
«Я выбираю будущее» - в рамках антикоррупционного воспитания (9-11 классы) - Крапива К.А.
- театральные постановки:
«Как коза с коррупцией повстречалась» – в рамках антикоррупционного воспитания (1-4 классы) – Когут Н.П.
- круглые столы:
«Наш выбор – правовое государство» - в рамках антикоррупционного воспитания (9-11 классы) - Кошкенова Ж.Б., «Молодежь Независимого Казахстана», посвященный празднованию Дня Независимости Республики Казахстан (Жанабекова Д.К.)
- классные часы:
организационные классные часы. Выборы активов классов. Режим дня. Правила поведения в школе. Инструктаж учащихся по технике безопасности (классные руководители 1-11 классов), «Астана и государтсвенные символы – наша гордость» (1-4 классы) – классные руководители, классный час с участием инспектора ПДН "Правонарушения и их последствия" (5-8 классы) – классные руководители, социальный педагог, «Проступок, правонарушение, преступление прав» (5-8 классы), «Знаем ли мы свои права?» (5-8 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел», «Конфликты в нашей жизни и как их избежать» (5-6 классы) – социальный педагог; открытый классный час «День Президента – это день народа» (1-4 классы) – Ленденман Е.В.; «Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства?» (1-11 классы), «Афганистан – незаживающая рана» (8-11 классы) – Крапива К.А., «Терроризм – угроза, которая касается каждого» (9-11 классы) – Науменко Н.В., «Помни своих защитников», посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы (1-4, 9-11 классы) –– в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел», «Правила поведения в экстремальных ситуациях» (1-4 классы) – классные руководители
- беседы:
«Подвиг и героизм» (9-11 классы) – Науменко Н.В. – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел», «Вместе против коррупции» - в рамках антикоррупционного воспитания (5-8 классы) – Крапива К.А., «Такие разные права» (9-11 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел», «Профилактика правонарушений среди девочек» (5-8 классы) – социальный педагог; «Чернобыль – трагедия века» (5-11 классы) – Мамедова О.Р.
- общешкольные мероприятия:
торжественное собрание, посвященное Дню Независимости (Науменко Н.В.), прием
учащихся в ряды «Жас Кыран», «Жас Улан» (Крапива К.А.), праздничные программы, посвященные Дню Независимости РК «О Родине с любовью» (Шмурыгина Н.С., Альжанова Г.С., Колбик Н.А.), праздничные мероприятия «Наурыз – праздник мира и добра» (Шмурыгина Н.С., Крапива К.А., Колбик Н.А.), торжественная линейка, посвященная Дню единства народа Казахстана «Первомай шагает по планете» (1-11 классы) – Альжанова Г.С., почётный караул к обелиску защитников (10-11 классы) – Науменко Н.В., проведение митинга и праздничного концерта ко Дню Победы «Победы радостные звуки» (Максимова Л.В., Крапива К.А.; Виниченко Т.В. – литературный монтаж), мероприятия, посвящённые Дню Государственной символики «Чтить и гордиться» (учителя казахского языка, воспитатели пришкольной площадки).
По отдельному плану прошли мероприятия в рамках празднования Дня Первого Президента, по реализации Послания Президента народу Казахстана, Дня Независимости, Наурыза, Дня государственных символов, Месячник по военно-патриотическому воспитанию.
Этот учебный год был насыщен юбилейными датами. Среди них – 20-летие столицы – г. Астаны, 125-летие со дня рождения М.Жумабаева. Все проводимые внеклассные мероприятия проводились под эгидой 20-летия юбилея столицы. В связи с этим был разработан план мероприятий, распределены ответственные. В творческой эстафете, посвященной этим крупным событиям, Казанский сельский округ, при участии нашей школы занял 2-е призовое место.
Много ярких мероприятий было проведено в рамках программы «Рухани жанғыру». Например, учителем истории Шатохиной Л.В. – круглый стол среди учащихся 8-11 классов, посвященный Дню Первого Президента Республики Казахстан, с обсуждением программной статьи «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», Витковской Т.В. и Аманжоловой Ш.Б. – конкурс «Полиглот», Жанабековой Д.К. – круглый стол, посвященный празднованию Дня Независимости Республики Казахстан на тему «Молодежь Независимого Казахстана», Надточий О.В. – викторина «Моя Родина» в рамках продвижения идей, обозначенных в статье Президента, Шахановой К.Б. и ДО «»Бригантина – флэшмоб «Мы будущее Казахстана» по продвижению идей, обозначенных в статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», Ерофеевой В.С. – диалоговая площадка «Переход на латиницу как путь к успешной интеграции», Максимовой Л.В. и Крапива К.А. – встреча почетных граждан села со школьниками на тему «Воспитание патриотизма как путь реализации проекта «Тұған жер» и многие другие.
В каждом из проведенных мероприятий была своя изюминка. Многие мероприятия были проведены с использованием интерактивной доски, что дает большой воспитательный эффект. Дети получили положительные эмоции, заряд бодрости и энергии.
Спасибо учащимся за активность, творчество, а педагогам – за желание развивать и поддерживать его.
Месячник патриотического воспитания также был насыщен различными мероприятиями. Кроме запланированных, дополнительно были проведены акции «Память» (благоустройство памятника павшим воинам в ВОВ) и «Бессмертный полк».
Под руководством Науменко Н.В. был заложен «Парк Победы». Были высажены саженцы сосны.
В этом учебном год мы не смогли принять участие в районном конкурсе инсценированной песни «Салют, Победа!», т.к. параллельно готовились к районному конкурсу ЮИДовцев «Безопасное колесо.
С целью воспитания и развития устойчивых и познавательных интересов, желания узнать больше о своей Родине, достопримечательностях родного края и села в 2017-2018 учебном году проводились экскурсии и турпоходы по программе «Моя Родина – Казахстан».
В течение года организовывались однодневные поездки в село Пресновку с посещением национальных центров (Максимова Л.В., Шаханова К.Б.).
Классными руководителями также проводились экскурсии на местные производственные предприятия с. Казанка – животноводческий и зерновой комплекс ТОО «Шатило и К», автобазу, пекарню, а также в сельскую библиотеку.
Все экскурсии оставили незабываемые впечатления. Учащиеся узнали много нового и полезного.
В конце учебного года учащиеся 10-11 классов под руководством Науменко Н.В. приняли совместное участие в туристическом ночном походе, организованном учителями ПСШГ им. И.П. Шухова.
Классные руководители 1-4 классов, 5-9 классов организовали однодневные походы с детьми на природу.
На будущий учебный год классным руководителям необходимо продолжить и активизировать экскурсионную работу с учащимися, по возможности привлекая к организации экскурсий, походов родителей.
По вторникам в школе проводилась еженедельная политинформация «Время – события – люди». Дежурные классные руководители готовили подборку новостей из жизни нашей страны и мирового сообщества. К данной работе не все подходили ответственно, т.к. несвоевременно готовили материал. К сожалению, в некоторых классах так и остаются проблемы с дикцией учащихся. Поэтому на будущее этим вопросам необходимо уделить должное внимание.
В рамках правового воспитания классные руководители 1 – 11 классов и социальный педагог продолжили работу по программе правового всеобуча. Ими проводились классные часы, беседы, викторины, рейды «Подросток». Социальным педагогом раз в месяц проводились правовые всеобучи с родителями согласно общешкольному плану воспитательной работы на следующие темы: «Режим дня школьника», «Наши права. Дети под защитой государства», «Право ребенка на охрану здоровья», «Если тебя задержала полиция?», «Кодекс РК об административных правонарушениях. Административная ответственность несовершеннолетних. Статья 330 Мелкое хулиганство. Статья 331 Хулиганство совершенное несовершеннолетними», «Ответственность за курение в общественном месте и распитие алкогольных напитков», «Что такое вымогательство? Как не стать жертвой вымогателей», «Закон РК Мы в ответе за свои поступки», «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность».
Также в школе в данном направлении проводились следующие мероприятия: Республиканская декада, посвященная Международному Дню девочек, Республиканская информационная Кампания «Скажи жизни «Да!», оперативно-профилактическое мероприятие «Подросток», акция «Подросток – Закон – Безопасность», Республиканская акция «Забота».
Вместе с тем, по причине занятости, ряд запланированных встреч с участковым Рахметовым Ж.К. не состоялся.
Отдельное внимание уделялось работе с учащимися по предупреждению экстремизма и терроризма.
Среди них яркой была беседа по антитеррористической безопасности для учащихся 8-11 классов с участием представителей отдела внутренней политики. Ребят ознакомили с признаками религиозных деструктивных течений, с последствиями деструктивного воздействия на личность и общество. В ходе беседы были приведены примеры вовлечения людей в деструктивные секты и озвучены меры предосторожности. Учащимся рассказали об алгоритме действий при теракте, разновидностях новых религиозных движений, куда обращаться в случае совершаемых преступлений такого характера и т.д.
В рамках пропаганды и формирования антикоррупционного мировоззрения, привития антикоррупционных навыков, формирования правового сознания воспитания честности и порядочности, ответственности, справедливости и других нравственных качеств, в школе был составлен план мероприятий, который осуществлялся с привлечением добровольного школьного клуба «Адал Ұрпақ», в который входят учащиеся с 1-11 классы.
В сентябре социально-психологической службой были проведены такие акции, как «Дорога в школу», «Дари детям добро», «Жолашар», где была оказана помощь детям из малообеспеченных семей, первоклассникам.
В целях профилактики правонарушений социальным педагогом в течение года собиралась информация о детях из «группы риска», малообеспеченных семей. На каждого ребёнка заведено личное дело. В случае длительного отсутствия ученика социальный педагог и психолог посещали место жительства обучающихся, организовывали рейды по неблагополучным семьям. Также проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий. Учащихся детей из «группы риска» педагоги школы старались вовлекать в свои кружки и секции. Это были в основном, кружки спортивного направления, декоративно-прикладного творчества.
Ответственность несовершеннолетних, режим дня и другие правовые вопросы, рассматривались на Совете профилактики, родительских собраниях и лекториях.
Перед социально-психологической службой стоят большие задачи. Необходимо продолжить взаимодействие с учащимися «группы риска», детьми, состоящими на внутришкольном контроле, которые имеют проблемы в общении, обучении, развитии или находятся в социально-опасном положении. Под особый контроль социальному педагогу и классным руководителям взять занятость этих учащихся во внеурочное время, в период летнего отдыха, с целью соблюдения режима дня и предупреждения правонарушений.
Анализируя данное направление, следует отметить, что все проводимые мероприятия способствовали укреплению в сознании учащихся общенациональной идеи «Мәңгілік ел», ценностей государственности и независимости, формировали чувство патриотизма, содействовали правовой ответственности школьников.
К сожалению, ряд запланированных мероприятий по общешкольному плану не был проведен. Среди них: экскурсия в краеведческий музей, ботанический сад г. Петропавловска (8-11 классы) – в рамках программы «Туған жер», военно-спортивное мероприятие ко Дню Защитника Отечества «Долг перед Отечеством – святыня человека!» (5-11 классы), мероприятие, посвященное Дню защиты детей по гражданской обороне» (1-11 классы) – Науменко Н.В., зарница (9-11 классы) – учителя физкультуры, вожатая, организатор-преподаватель НВП, конкурс чтецов стихотворений «Этих дней далеких позабыть нельзя» (5-10 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» – кл.рук., Науменко Н.В., мероприятие «Быстрее, выше, сильнее», посвященное Дню защитника Отечества» (1-4 классы) – Воропаев С.А., линейка, посвящённая 80-летию памяти жертв политических репрессий в Казахстане (Шатохина Л.В.), беседа инспектора ПДН "Поведение и безопасность несовершеннолетних в летнее время" (5 - 11 классы) – социальный педагог.
Некоторые мероприятия не проведены по уважительным причинам, некоторые – не по уважительным. Поэтому следует указать педагогам на более ответственное отношение к исполнению своих обязанностей.
Большой доработки требует школьный музей. Поэтому данный вопрос следует поставить на контроль администрации школы.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование духовно- нравственных и этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями, нормами и традициями жизни казахстанского общества.
В рамках реализации данного направления проводится большая систематическая работа, которая представлена разнообразными формами:
- книжные выставки:
«Страна, соединившая народы», ко Дню Организации Объединённых Наций (24 октября) – Надточий О.В., «Наурыз мейрамы» (Мамедова О.Р.)
- акции:
«Дом без одиночества», «Милосердие» (ДО «Бригантина», «Жас Ұлан»), «Забота» - ко Дню пожилых людей (классные руководители)
- конкурс стенгазет:
«Мамины глаза» - 5-10 классы (ДО «Жас Ұлан», классные руководители)
- веселые перемены и викторины:
веселая перемена «Добрые поступки – хорошие манеры» (1-4 классы), веселая перемена «Детские книги о добре» (1-4 классы) – Надточий О.В., час веселых затей «Пусть детство звонкое смеется» (1-4 классы) – «Жас Ұлан» (в рамках празднования Дня ребенка)
- беседы:
«Как я провел лето?» (1-4 классы) – Надточий О.В., «Волшебные слова» (1-4 классы) – классные руководители
- классные часы:
«Доброта, отзывчивость и скромность» (1-4 классы), «Будем милосердны к старости» (9-11 классы), «Главный праздник в октябре» (1-11 классы), «Духовное согласие – единственный путь к миру» - ко Дню духовного согласия 18 октября (5–11 классы), «Дисциплина и умение держать слово» (1-4 классы), «Мамин день» (1-11 классы), «Можно ли словом помочь человеку?» (5-8 классы) – классные руководители, «В мире доброты» (1-4 классы) – Норкина О.В., открытый классный час «На земле друзей не так уж много, опасайтесь потерять друзей» - (5-8 классы) – Крапива К.А., «В чем смысл жизни?» (9-11 классы) – социальный педагог
- общешкольные мероприятия:
Месячник по поддержке пожилых людей и инвалидов (Максимова Л.В., Крапива К.А., классные руководители, сельский ДК), концертная программа «Учитель – это звучит гордо!» (Максимова Л.В., Крапива К.А., СДК), чествование ветеранов педагогического труда «С любовью к вам, учителя!» (Ерофеева В.С., Кооль Л.Н.), игра для учителей «Устами младенца» (ДО «Бригантина»), осенние балы «Осень, осень, в гости просим!» – (0-4 классы) – ДО «Бригантина», «Осенняя палитра» (5-11 классы) – Шаханова К.Б., Кошкенова Ж.Б., День психологии «Я в мире и мир во мне» (25 декабря) – 9-11 классы (психолог), организация почты, тематическая дискотека ко Дню святого Валентина (Шаханова К.Б.), «Только Днем 8 марта открывается весна!» (1 – 11 классы) – Ленденман Е.В., Шаханова К.Б., Жанабекова Д.К., выпускной бал в 4 классе (Виниченко Т.В.)
В декабре 2017 года дети нашей школы приняли участие в новогодних елках. Ученица 5 класса Егорова София посетила новогоднюю елку от имени Президента РК в г. Петропавловске. Учащиеся 3 класса Кириенко Константин и 0 класса Шепелев Денис побывали на новогодней елке от имени Акима Жамбылского района в селе Пресновка.
Под руководством Ерофеевой В.С. по отдельному плану с 5 – 15 февраля прошла Декада самопознания. В ходе Декады был проведен ряд мероприятий, согласно составленному плану. Среди них наиболее интересными и насыщенными были классные часы, проведенные Норкиной О.В. в 1-4 классах и Крапива К.А. в 5-8 классах.
Республиканская кампания «Қазақстан – мейірімділік мекені» («Казахстан – территория доброты») была проведена с целью привлечения внимания общественности к пропаганде и распространению идей бескорыстного служения обществу. В ходе кампании были организованы мероприятия, в которых учащиеся с удовольствием принимали участие. Они мотивировали детей на свершение добрых дел для окружающих, нуждающихся в помощи и нацеливали на заботливое отношение к природе.
В основном, вся запланированная работа в данном направлении осуществилась. Педагоги провели значимую работу, которая позволила реализовать поставленные задачи.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Целью национального воспитания является ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языкам, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
В этом направлении также проводилась большая работа. Многие мероприятия проводились в рамках Патриотического Акта «Мәңгілік Ел», «Туған жер», «Рухани жанғыру».
- Выставки:
«Любим и гордимся» – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (пропаганда государственных символов РК/25 лет), ко Дню Декларации прав человека ООН (10 декабря) – Надточий О.В., «Нет краше Родины моей» – в рамках программы «Туған жер», «Славные защитники Родины» в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел», ко Дню Государственных символов Республики Казахстан «Символы единения и связи времен» (Мамедова О.Р.)
- информационные стенды:
«Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана», «Традиции и обряды» – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (Мамедова О.Р.)
- викторины:
«Моя Родина» (7 класс), «Родина – она одна» (7-8 классы), «Страну свою мы не забудем» (1-4 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (Мамедова О.Р.)
- классные часы:
ко Дню Знаний по теме «Я – патриот своей страны» (классные руководители 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов), игра-путешествие «Обычаи и традиции народов Казахстана» (5-8 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (классные руководители), интеллектуальная игра «Светом радостных надежд озарены знамя, герб и гимн родной страны» (в рамках пропаганды государственной символики РК/25 лет) - (5-11 классы) – Максимова Л.В., классный час «Нурсултан Назарбаев – портрет человека и политика» (5-11 классы) – Шаханова К.Б., «Независимость, суверенитет и патриотизм – наше общее достояние» (1-11 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (Когут Н.П.), «Писатели Казахстана» (5-8 классы) – Мамедова О.Р., «Наурыз – начало года» (1-8 классы) – Альжанова Г.С., «Обсуждаем Послание Президента» – (1-11 классы) – классные руководители
- беседы:
«К истокам традиций» (9-11 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (Надточий О.В.)
- уроки и часы мужества:
«Героев помним имена» (9-11 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел», «О воинской славе Казахстана» (9-11 классы) - Науменко Н.В., «Вечной памятью живем» (5-8 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (классные руководители)
- часы патриотизма:
«Родину любить! Память сохранить!» (1-4 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» (классные руководители).
В рамках пропаганды государственной символики Республики Казахстан в школе велась большая работа. По понедельникам на общешкольных линейках, на всех торжественных праздничных мероприятиях исполнялся Гимн Республики Казахстан. Педагоги, как в учебное время, так и в период летних каникул на оздоровительной площадке, применяли разнообразные формы и методы работы: беседы, классные часы, интеллектуальные игры, тематические занятия, викторины на знание символики Республики Казахстан и другие.
В этом учебном году из-за нехватки учащихся определенного возраста, школа не смогла принять участие в районных военно-спортивных играх «Алау», «Батыр».
Подводя итог, нужно отметить, что почти все запланированные мероприятия по данному направлению были реализованы. Многие мероприятия прошли интересно, ярко, эмоционально, были содержательны, актуальны.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Семейное воспитание направлено на просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.
Одной из основных задач педагогов в этом учебном году являлась задача по привлечению родителей к образовательному и воспитательному процессу.
Основными формами работы, запланированными с родителями, как и прежде, являлись родительские собрания, правовой педагогический всеобуч, лектории, анкетирование, индивидуальные консультации, посещение семей, праздники и совместные мероприятия.
Работу этого направления можно проследить по нижеперечисленным мероприятиям:
- выставки:
«Моя семья и книги», «Все начинается с семьи» (Мамедова О.Р)
- стенды:
«Я и моя семья» (Надточий О.В.)
- конкурс рисунков и стенгазет:
«Я и моя семья» (классные руководители 1-4; 5-11 классов, Баева Е.В.)
- классные часы:
В рамках празднования Дня семьи (8 сентября) прошел ряд мероприятий, среди которых классные часы «Дружной семьей мы живем» (1-4 классы) – Шмурыгина Н.С., «Если есть семья – значит, счастлив я!» (5-8 классы) Крапива К.А., «Семья в жизни человека» (1-4 классы), «Отношения с родителями» (9-11 классы), «Хорошо, что у меня есть семья» (1-4 классы) – в рамках Патриотического акта «Мәңгілік Ел» – классные руководители
- анкетирования:
анкета для родителей «Отношение вашего ребенка к школе» - 0 класс (психолог).
- педконсилиум:
В октябре был проведен педконсилиум в 5 классе с предварительной подготовкой (анкетирование и тестирование учащихся и родителей, собеседование с родителями при посещении на дому и т.д.), в работе которого приняли участие администрация, классные руководители, учителя, преподающие в данном классе, социальный педагог, психолог, медицинский работник.
- беседы, консультации, собеседования, рейды:
рейд по неблагополучным семьям, индивидуальные беседы с родителями обучающихся, находящихся на учете в ПДН и на внутришкольном учете «Обязанности по воспитанию детей», детей с отклоняющимся поведением, посещение семей, где дети находятся на ВШК, на контроле в ИДН, совместные рейды с инспектором ПДН по неблагополучным семьям. Беседы с родителями "Ответственность родителей за своих детей во внеурочное время", проведение рейда «Семья», составление актов жилищно-бытовых условий, индивидуальная работа с родителями из ассоциативных семей, проведение индивидуальных консультаций с классными руководителями по вопросам работы с неблагополучной семьей, родительское собрание «Нравственные законы нашей семьи» (7 класс), проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросам воспитания детей, посещение обучающихся, находящихся на домашнем обучении, консультация родителей по организации летнего отдыха детей, собеседование с родителями о летнем отдыхе детей «группы риска» (социальный педагог), беседа с родителями детей, имеющих отклонения от поведения, беседа с родителями детей, имеющих пропуски без уважительных причин, работа с родителями 11 класса по подготовке к ЕНТ, беседа с родителями предшколы «Как помочь ребенку в учебе?», советы родителям выпускников, лекторий для родителей 4 класса «Как помочь ребёнку учиться в 5 классе» (психолог).
- родительские собрания, лектории и встречи:
«Психологическая помощь родителям при подготовке 1-классников к школе» (психолог), родительский лекторий «Поощрение и наказание детей в семье» (Ерофеева В.С.), родительский лекторий «Особенности физиологии и гигиены школьника» (Хлевова О.Ю.), родительский лекторий «Книга в семье. Что и как читают наши дети?» (Мамедова О.Р.), родительский лекторий «Подростковый суицид»), родительское собрание в 11 классе «Помощь родителей в подготовке к ЕНТ», родительское собрание «О готовности детей к обучению в 1 классе» (Колбик Н.А.), ученический лекторий «Защита прав ребенка против жестокого обращения в семье» (5-11 классы) – социальный педагог.
В этом учебном году по итогам всех четвертей администрацией проводились родительские собрания на тему: «Открытая школа», где подробно анализировалась учебно-воспитательная работа, обсуждались разнообразные вопросы. Такие встречи, несомненно, способствуют повышению эффективности взаимоотношений между родителями и педагогами. Однако посещение родителями собраний оставляет желать лучшего.
15 мая было проведено общенациональное родительское собрание «Образованная нация – качество обучения и семейные ценности», в рамках реализации Программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» и посвященного Международному дню семьи. На собрании присутствовали аким Казанского сельского округа Суржиков В.Н., представитель местного исполнительного органа Падалко Л.А., руководитель филиала «Нұр Отан» Волков В.И., председатель Попечительского совета Адам О.В., председатель Попечительского совета Адам О.В.
На рассмотрение были вынесены следующие вопросы:
- реализация программы «Рухани жаңғыру» - основа воспитания;
- итоговая аттестация обучающихся 11 классов;
- итоги учебного года; качество знаний обучающихся;
- деятельность попечительского совета школы;
- пропаганда семейных ценностей и усиление взаимодействия семьи и школы;
- цифровизация учебного процесса;
- разработка учебников и перевод 100 лучших учебников.
Школе в лице ТОО «Шатило и К» была оказана спонсорская помощь в виде подарков для детей к Новому году, Выпускному балу, подвозе учащихся на спортивные соревнования и конкурсы, за что мы очень благодарны и признательны.
С образованием нового органа – Попечительского Совета деятельность родителей активизировалась, школе оказывается всесторонняя поддержка.
На общешкольном собрании в 1 четверти был избран новый состав родительского комитета. Составлен план. Однако работа родительского комитета оставляет желать лучшего.
В этом учебном году совсем мало родителей принимало участие в жизни школы, за исключением оказания помощи в проведении новогодних утренников и балов.
Работа родительского комитета была организована слабо, особенно во втором полугодии. Родительский комитет ни разу не организовал рейды по контролю за организацией горячего питания в школьной столовой, а ведь этот вопрос, как никакой другой, обязательно должен быть на контроле.
Хотелось бы, чтобы родители активнее посещали педагогический правовой всеобуч, родительские собрания, а родительский комитет ответственней подходил ко многим вопросам.
В связи с этим перед всем педагогическим коллективом и администрацией остается большая задача по совершенствованию сотрудничества с родителями, взаимодействию школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
Также педагогам необходимо как можно чаще привлекать родителей для участия в школьных внеклассных мероприятиях.
ТРУДОВОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Трудовое, экономическое и экологическое воспитание предполагает формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.
Это направление реализовывалось через такие формы работы, как:
· информационные стенды:
«Край родной – он один такой» - в рамках программы «Туған жер» (Надточий О.В.),
- выставки:
ко Всемирному Дню туризма, «Мой любимый питомец» (Надточий О.В.)
- акции:
«Подарим жизнь книгам» (6-7 классы), «Вторая жизнь книг» (ремонт художественной литературы) – Надточий О.В
· беседы:
«Моя будущая профессия» (9-11 классы), «Я стою перед выбором» (9 класс) – Колбик Н.А., «Профессий очень много» (9-11 классы) – классные руководители
- классные часы:
«Природа в музыке и поэзии» (5-8 классы), «Сколько стоит одна минута?» (1-4 классы), «Мои планы на будущее» (9-11 классы), «Что такое богатсво?» (1-4 класс) – классные руководители, «Не хотим в Красную Книгу» (1-4 классы) – Виниченко Т.В.
- общешкольные мероприятия:
День Здоровья «Я – турист!» - поход в лес (Мамедов И.М., Воропаев С.А., Науменко Н.В., Кооль Л.Н., Хлевова О.Ю., классные руководители 1-11 классов)
Для осознанного отношения к профессиональному самоопределению классными руководителями проводился сбор сведений о трудоустройстве выпускников 9 и 11 классов, уточнялся контингент учащихся, психологом проводилось анкетирование и беседы с целью выяснения интересов и склонностей школьников, работа с личными делами учащихся, сдающими ЕНТ, психологические тренинговые занятия для старшеклассников, используемых при подготовке к ЕНТ «Формула успеха», методика «Профессиональная мотивация» (9-11 классы).
По проведенным мероприятиям можно сделать вывод, что на протяжении всего учебного года велась работа по профориентации с учащимися. Акцент был сделан на учащихся 9 – 11 классов. В режиме онлайн ребята прошли экспресс-диагностику по профориентации, данные которой помогли определиться с выбором предметов при сдаче экзаменов и будущей профессии. Работу по профориентации в школе проводили представители учебных заведений и пожарной инспекции.
Но психологу, а также классным руководителям следует усилить работу в данном направлении, чтобы оказывать своевременную помощь учащимся в выборе профессии.
В этом учебном году продолжала реализовываться программа «Жасыл ел» (ДО «Бригантина», биолог, учитель технологии). Регулярно проводилась генеральная уборка школы и школьной территории, субботники «Школа – наш уютный дом», экологический десант по благоустройству школьной территории, школьного участка «Школьный дом – чистый двор», озеленение школы. Осуществлялось работа на пришкольном участке, посадка и уборка овощей, ремонт учебных кабинетов, ремонт мебели, художественной литературы, оформление классных уголков, рейды по сохранности учебников «Мои книги – мое лицо», «Книги в обиду не дадим». Планировалось изготовление снежных фигур «Здравствуй, гостья-зима!», но из-за отсутствия снега эта работа не удалась. Ребята с 1-11 классы делали игрушки, гирлянды для оформления классов, фойе, актового зала к Новому году.
Ребятами под руководством Давренбекова К.Ж. были изготовлены кормушки и скворечники для птиц, а под руководством Баевой Е.В. – поделки и рисунки ко Дню птиц.
В рамках этого направления в течение года учащимися под руководством классных руководителей проводилась акция «Милосердие», в ходе которой оказывалась помощь пожилым людям и ветеранам педагогического труда, организовывался трудовой десант по уборке памятников.
Учащиеся с 5-11 классы закреплены за одиноко проживающими пенсионерами, которым оказывают помощь по мере необходимости. Наиболее тесный контакт налажен у классных руководителей Шахановой К.Б., Колбик Н.А. со своими подшефными пенсионерами. Всем остальным закрепленным классам необходимо активизировать работу в данном направлении. 6 классу (Альжанова Г.С.), 9 классу (Кошкенова Ж.Б.), 10 классу классу (Жанабекова Д.К.) нужно больше самим проявлять инициативу, а не ждать, когда пенсионеры обратятся за помощью или администрация напомнит об этом.
Фактически все запланированные мероприятия, с незначительными замечаниями, в данном направлении по общешкольному плану были проведены.
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание определяет формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.
Этому направлению в школе уделяется большое внимание. Были оформлены
- выставки:
«Каждый язык по-своему красив», ко Дню учителя «Учитель – как вторая мама» (Надточий О.В.), к Новому году «С Новым годом! С Рождеством!», выставка детских рисунков о временах года, «Эти книги вы лечили сами», к Международному Женскому Дню 8 марта «Весна и женщина похожи» (Мамедова О.Р.)
- стенды:
«Информированность – лучшая защита от СПИДа»
- конкурсы:
конкурс поделок «Ученики – учителям. Всегда мы благодарны вам!» (0-4 классы) – классные руководители, оформление – Баева Е.В., конкурс презентаций ко Дню учителя (5-11 классы) «Славлю тебя, Учитель!» (классные руководители 5-11 классов, Максимова Л.В.), конкурс поделок «Королева Осень» (с демонстрацией и защитой на осеннем балу), конкурс поделок «Нашествие снеговиков» - изготовление поделки из любого материала (классные руководители 5-11 классов)
- беседы:
«Язык наши – это наши богатства» (1-4 классы) – в рамках Фестиваля языков (Надточий О.В.), «Внешний вид обучающихся» - на общешкольной линейке (5-11 классы) – социальный педагог, «Как выбрать подарок?» (1-4 классы) – классные руководители
- рейды:
«Внешний вид учащихся» (ДО «Бригантина»)
Два года назад в школе была введена новая школьная форма. В связи с этим ДО «Бригантина» регулярно проводила рейды во исполнение приказа о единой школьной форме. Но не все учащиеся соблюдают требования к внешнему виду и не все классные руководители предъявляют единые требования к учащимся, отсюда – такой результат.
Поэтому этот вопрос остается на контроле в будущем учебном году.
- классные часы:
«Этикет поведения в гостях, на внеклассных мероприятиях, экскурсиях» (1-11 классы), «Этика и эстетика. Манера поведения» (9-11 классы), «Ученье и труд все перетрут» (5-8 классы) – классные руководители
- веселые переменки:
«Загадки о любимых героях мультфильмов» - 1-4 классы (Надточий О.В.)
По отдельно разработанному плану проводился Фестиваль языков (Витковская Т. В., Аманжолова Ш.Б., Альжанова Г.С., Жанабекова Д.К., Кошкенова Ж.Б.,Надточий О.В.). Неделя прошла насыщенно, ярко, интересно.
Большая творческая работа и подготовка была проделана при проведении общешкольных мероприятий.
- общешкольные мероприятия:
торжественная линейка, посвящённая Дню Знаний «В добрый путь, Страна Знаний!» (Максимова Л. В., Когут Н.П., оформление зала Жанабекова Д.К.), День Рождения ДО «Бригантина»: «День рождения – главный праздник!», прием первоклассников в детскую организацию (Крапива К.А.), проведение новогодних утренников, балов «Новый год отметим вместе – танцем, юмором и песней!» (Виниченко Т.В., Кошкенова Ж.Б., Крайс Н.Э.), торжественная линейка к «Последнему звонку» - «Звонок для нас звучит последний…» (Когут Н.П., Крайс Н.Э., Максимова Л.В., оформление Жанабекова Д.К.), Международный День Защиты Детей «Планета детства» (учителя начальных классов, сельский ДК), Выпускной бал «Пришла пора нам расставаться» (Максимова Л.В., Жанабекова Д.К., Крайс Н.Э.)
С 28 сентября по 5 октября в нашей школе была проведена Декада, посвященная празднованию Дня учителя. Ее цель – поддержать и проявить чувство уважения к своим учителям со стороны учащихся. Девизами проводимых мероприятий стали: «С праздником, дорогие учителя!», «Примите поздравления!», «Помним и любим», «Все самое лучшее вам, учителя!».
План проведения Декады включал в себя учительско-ученический поход в лес «Я – турист!», акцию «Мои пожелания школе», акцию «Поздравь своего учителя!» (подготовка учащимися праздничных открыток, сувениров учителям, ветеранам педагогического труда своими руками), классные часы «Главный праздник в октябре», конкурс поделок в начальных классах на тему «Ученики – учителям. Всегда мы благодарны вам!», конкурс презентаций в среднем и старшем звеньях на тему «Славлю тебя, Учитель!», выставку в библиотеке «Учитель – как вторая мама», День самоуправления, концертную программу «Учитель - это звучит гордо!», чествование ветеранов педагогического труда «С любовью к вам, учителя!».
Ребята ДО «Бригантина» под руководством вожатой Крапива К.А. подготовили и провели линейку «Мы любим вас, учителя!» и игру для учителей «Устами младенца». Ряд педагогов школы приняли участие в районных и областных торжественных мероприятиях, посвященных Дню учителя.
На концертной программе, состоявшейся 28 сентября при содействии солистов районного Дома культуры, завуч школы Шатохина Л.В. и профорг Кооль Л.Н. вручили педагогам грамоты районного значения, подарки ветеранам педагогического труда.
Подводя итог по проведенным мероприятиям Декады, можно сделать вывод, что была проделана большая работа. Педагоги со своими воспитанниками ответственно отнеслись к подготовке и проведению данных мероприятий. Были использованы различные формы и методы их проведения. Все получили положительные эмоции, заряд бодрости. Все запланированное было выполнено.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры предполагает формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.
В этом направлении применялись такие формы работы, как:
- стенды:
познавательные стенды «Великие открытия в физике» (Надточий О.В.), «Занимательные факты по биологии» (Мамедова О.Р)
- выставки:
к 190-летию Л.Н.Толстого, (Надточий О.В.), к 135-летию И.С. Тургенева, к утреннику «Посвящение в читатели» (1 класс), к 195-летию Н.А. Некрасова, к 150-летию М.А. Горького, к 205-летию Ф.И. Тютчева, ко Дню космонавтики «Космическая гавань», «Я читаю, а ты?», к 9 мая «Минувших лет святая память», к 100-летию А. Солженицына (Мамедова О.Р.)
- беседы:
«Книги и учебники – наши лучшие друзья» (5-8 классы), (Надточий О.В.), о режиме школьника, о правилах поведения на водоемах» (1-11 классы) – классные руководители
- викторины, «веселые перемены»:
викторина «Библиотека – волшебное царство» (1-4 классы) ко Дню школьной библиотеки (22 октября), веселая перемена «Загадки о птицах и животных» (5-7 классы) – Надточий О.В., викторина «О книге и библиотеке» (1-4 классы) – Мамедова О.Р.
- экскурсии:
«В мир книг» (3 класс) – Надточий О.В.
- библиотечные уроки:
«Мир моих любимых книг» (4 класс) – Надточий О.В., «Что для вас библиотека?» (2 класс) – Мамедова О.Р.
- классные часы:
«Правила ведения переписки в сети Интернет» (5-7 классы), «Книга – путь к знаниям» (1-4 классы) – классные руководители, «И снова космос нас зовет» (1-11 классы) – Мухтаров А.Б.
- общешкольные мероприятия:
вечер юмора «У тебя вся спина белая» - к 1 апреля (5-11 классы) – ДО «Бригантина»
Со 2-7 апреля была проведена «Неделя детской книги». В рамках Недели прошли следующие мероприятия:
мини-урок «Нарисую свою любимую книгу» (1-4 классы), конкурс рисунков «Моя любимая книга» (5-8 классы), веселая переменка «Правильно – не правильно» - о книгах (1-4 классы) – Мамедова О.Р.
С целью развития активной мыслительной деятельности обучающихся, умственных способностей, любознательности с 18-23 сентября была проведена Неделя гуманитарных наук, с 13-18 ноября – Неделя начальных классов, с 15-20 января – Неделя естественно-математического цикла. При проведении мероприятий учителя применили разнообразные методы и формы работы.
В рамках данного направления не все запланированное проведено. Это утренник «Посвящение в читатели» - 1 класс (Когут Н.П.). Это ряд выставок, внеклассных мероприятий, запланированных библиотекарем. Акция «Татьянин день» - поздравляем всех Татьян – 25 января (ДО «Жас Ұлан») не проведена, т.к. выдалась морозная неделя.
В связи с этим, следует указать, что необходимо своевременно выполнять намеченное, не откладывая проведение мероприятий на другие сроки, более ответственно относиться к своим обязанностям.
Процент посещения учащимися школьной библиотеки так и остается очень низким, поэтому работу в данном направлении следует усилить.
На протяжении 2017-2018 учебного года в КГУ «Казанская ОШ» вожатой проводилась работа с членами школьной ДО «Жас Ұлан» и «Бригантина» в рамках следующих направлений: гражданско-патриотическое воспитание, экологическое воспитание, социальная работа, культурно-массовая работа, физкультурно-оздоровительная деятельность, духовно-нравственное воспитание.
Детская организация осуществляет свою деятельность на основе принципов самоуправления, равноправия ее членов, гласности и законности в соответствии с действующим Уставом. Основной целью работы в 2017-2018 г. являлось создание условий для реализации творческого и лидерского потенциала детей через участие в предоставляемых видах деятельности. Цель детской организации – сделать школьную жизнь интересной и увлекательной.
В «Жас Ұлан» действует двухуровневая система членства. Членами старшего звена - «Жас Ұлан» являются учащиеся 5-11 классов, членами младшего звена - «Жас Қыран», являются учащиеся 1-4 классов. Общее количество детей, входящих в организацию, составляет 40 человек: 1-4 классы «Жас Қыран» (12 человек), 5-11 классы «Жас Ұлан» (28 человек). В этом году в состав детской организации было принято 8 учащихся (3 – в «Жас Қыран», 5 – в «Жас Ұлан»).
С целью формирования антикоррупционной культуры в школьной среде, поощрения инициатив по укреплению нетерпимого отношения к коррупции, создания условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и социально компетентного гражданина и патриота, в школе действует добровольный школьный клуб «Адал Ұрпақ», который оказывает содействие и участвует в организации воспитательной работы.
В течение года постоянно обновлялся уголок «Парасатты азамат», проводились классные часы по повышению нравственной и правовой культуры обучающихся, классный час «Вместе против коррупции», круглый стол «Наш выбор - правовое государство», дискуссионный практикум «Основы общественного порядка», театральная постановка в начальных классах, конкурс рисунков и плакатов «STOP коррупция!», деловая игра «Получение государственной услуги», конкурс эссе «Мемлекттік қызмет – елдің мүддесіне адал еңбек», конкурс презентаций «Коррупция – зло государства», флешмоб «Я выбираю будущее», конкурс рисунков «Сатылмайтын еңбек».
Детская организация «Бригантина» действует в школе 14 лет. В прошедшем учебном году решением Совета ДО «Бригантина» был определен состав, распределены обязанности членов ДО. Были проведены выборы президента школы, по итогам которых им стала ученица 11 класса Максимова Инга.
За прошедший учебный год, согласно плану, были проведены следующие мероприятия: оказание помощи сельскому ДК в проведении концерта, посвященного Дню пожилых людей, в рамках Дня учителя: игра для учителей «Устами младенца», акция «Мои пожелания школе», осенний бал «Осень, осень, в гости просим» в начальных классах, День Рождения ДО «Бригантина» с принятием первоклассников в ряды ДО, вечер «Нечистая сила», посвященный хэллоуину, прием учащихся школы в ряды республиканских детских организаций «Жас Кыран», «Жас Ұлан». Ко Дню ребёнка был проведен час веселых затей «Пусть детство звонкое смеется», открытый классный час в рамках Декады самопознания «На земле друзей не так уж много, опасайтесь потерять друзей», к 29-й годовщине вывода советских войск из Афганистана – «Афганистан – незаживающая рана». В рамках празднования 8 марта - конкурс стенгазет «Мамины глаза», к 1 апреля – вечер юмора «У тебя вся спина белая…». Совместно с организатором школы разработан и проведен митинг ко Дню Победы. Не остаются в стороне и традиционные мероприятия школы, такие как «Безопасное колесо», «День здоровья». Согласно плана вожатой и отдельных планов проведены акции «Дом без одиночества», «Зеленая планета», «Милосердие».
Результаты всех конкурсных мероприятий, акций, рейдов отражаются в стенгазете «Лучший класс года».
В этом учебном году результаты конкурса «Лучший класс года» таковы:
1 место – 5 класс (Крапива К.А.)
2 место – 7 класс (Шаханова К.Б.)
3 место – 10 класс (Жанабекова Д.К.)
По итогам конкурса все классы были награждены почетными грамотами по номинациям.
В дальнейшей работе следует уделить больше внимания на активизацию работы школьного актива, привлечению к участию в общешкольных мероприятиях детей «группы риска».
Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что вопрос организации самоуправления является одним их самых важных в нашей деятельности. Научить детей самостоятельности – это долгий и кропотливый труд, поэтому мы стараемся создать в нашей детской организации такую атмосферу, при которой у ребят появляется желание самим взяться за организацию своей жизни.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Направление физическое воспитание, здоровый образ жизни ставит цель создания пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.
В данном направлении большую ответственность несут медицинский работник (Хлевова О.Ю.), социальный педагог (Норкина О.В.), психолог (Колбик Н.А.), учителя физкультуры (Мамедов И.М. и Воропаев С.А.)
В области данного направления были запланированы следующие формы работы:
- стенды:
«Я в ответе за свою судьбу» (Норкина О.В.)
- викторины:
«Никотину – нет!» (к 19 ноября) – 8 класс (Надточий О.В.)
- рейды:
«Гигиена классных комнат» (Хлевова О.Ю.)
- уголки здоровья:
«Защитись от вирусных гепатитов сегодня», «Как защитить себя и окружающих от гриппа», «16 октября – Всемирный день питания», «Подумай о будущем! Защитись от ВИЧ сегодня!», «Защитите себя от сахарного диабета», «Профилактика аденовирусной инфекции», «Профилактика обморожений», «Факторы риска туберкулеза», «Профилактика наркомании», «Профилактика травматизма», «Профилактика артериальной гипертонии», «Международный день защиты детей» (Хлевова О.Ю.)
- акции:
«Будущее без наркотиков»: «Человек и наркотики: кому и зачем это нужно?» - 5-11 классы (по отдельному плану). В рамках акции: оформление стенда «Мы выбираем жизнь», конкурс плакатов «Жить без наркотиков» (7-9 классы) – социальный педагог.
- беседы:
«Вирусный гепатит, знайте его, защищайтесь от него» (5 класс), «Знание правил безопасного поведения спасет вас от травматизма» (4 класс), «Всемирный день осведомленности о раке молочной железы» (11 класс), «О вреде алкоголизма» (9 класс), «Защититься от сахарного диабета поможет здоровый образ жизни» (10 класс), «Поговорим о курении» (6 класс), «Что такое грипп?» – 5 класс (в рамках Республиканского месячника по профилактике ОРВИ и гриппа), «Уберечь себя от переохлаждения и обморожения» (3 класс), «Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями» (10 класс), «Пропаганда методов природного оздоровления» (8 класс), «Защити себя от туберкулёза» (9 класс), «Курительные смеси – тоже наркотики» (11 класс), «Профилактика травматизма» (2 класс), «Иммунизация – что это?» (6 класс), «Борьба с курением» (8 класс), «Профилактика бронхиальной астмы» (7 класс), «Профилактика ОКИ» (на оздоровительной площадке) – Хлевова О.Ю., «Спорт – это здоровье» (5-11 классы) – Мамедов И.М., «О вреде курения и алкоголя» (5-8 классы), «Проблемы молодежи: мое отношение к наркомании токсикомании» (9-11 классы) – социальный педагог
- классные часы:
«Секреты здорового питания» (1-4 классы), «Мой режим. Мои успехи» (1-4 классы) – классные руководители
- анкетирования:
«Твое отношение к сигаретам» (5-7 классы) – социальный педагог.
С 1 ноября по 1 декабря прошел Месячник по пропаганде мер по профилактике СПИДа и БППП» (Норкина О.В., Хлевова О.Ю.), где с учащимися, учителями, родителями было проведено тестирование на знание вопросов по теме ВИЧ/СПИДа, беседа «Вич-инфекция может коснуться каждого» (8 класс) – Хлевова О.Ю., просмотр видеоролика «Бояться не надо, надо знать!» (Крапива К.А.), беседа «СПИД» (9-11 классы), час общения «Береги свое здоровье!» (5-11 классы), выставка «Найдите свой путь» (Норкина О.В.)
Прошли и многие другие мероприятия в соответствии с разработанным планом.
В 2017 – 2018 учебном году в школе были запланированы и проведены следующие спортивные и общешкольные мероприятия:
в рамках проведения «Дня Знаний»: спортивные эстафеты «Молодецкие забавы» (1-11 классы), в рамках проведения «Последнего звонка»: «Озорные эстафеты» (1-11 классы) – Воропаев С.А., Мамедов И.М., ДО «Бригантина», осенний кросс «Осенний забег» 1-11 классы, первенство школы по лыжным гонкам (1-11 классы), Президентские тесты (9, 11 классы), весенний кросс «Весенний забег» (1-11 классы), соревнования по легкой атлетике (1-11 классы), первенство школы по прыжкам в высоту (5-11 классы) – Воропаев С.А., Мамедов И.М., подвижная игра «Снайпер» (1-5 классы), «День открытых дверей»: конкурсное мероприятие “Мама, папа, я – спортивная семья” (1-5 классы), «Веселые старты» (1-4 классы), соревнования по пионерболу (5-7 классы), первенство школы по гимнастике (1-4 классы), спортивный праздник, посвящённый Международному Женскому Дню 8 марта «А, ну-ка, девочки» (1-5 классы) – Воропаев С.А., ко Всемирному Дню питания «Качественное питание - витаминный обед» (социальный педагог, медицинский работник), соревнования по русской лапте (6-11 классы), соревнования по баскетболу (8-11 классы), соревнования по мини-футзалу (8-11 классы), соревнования по волейболу (8-11 классы) – (в рамках празднования Дня ребенка), соревнования по ОФП (5-11 классы), в рамках празднования Наурыза: соревнования по волейболу, первенство школы по футболу (5-7 классы) – Мамедов И.М.
Дважды в год с 23-28 октября и 12-17 марта социальным педагогом и психологом была проведена Неделя психологического здоровья «Мен мықты болсам – Қазақстанда мықты» («Здоровый Я – здоровый Казахстан»).
Проводимые мероприятия были разнообразны. Это «Радуга настроения», «Психологическая переменка», игра «Следопыты» и другие.
Программу «Белая птица» реализовывала социальный педагог Норкина О.В. В рамках данной программы социальный педагог проводил классные часы в 1 – 11 классах согласно календарного планирования.
В течение года медицинским работником Хлевовой О.Ю. проводились медицинские осмотры, заполнялись листы здоровья на учащихся, диктанты по различным темам («Вирусный гепатит» (7 класс), «Грипп» (2 класс), «Профилактика ОКИ» (4 класс), «Грипп и его профилактика» (7 класс), «Профилактика туберкулеза» (6 класс), «Ротовирусная инфекция» (5 класс).
Традицией нашей школы стал ежегодно проводимый Всемирный День Здоровья. В этом учебном году он прошел под девизом «Здоровье каждого – богатство всех!». За День здоровья был ответственен ряд педагогов, которые постарались сделать этот день ярким и запоминающимся. День начался с линейки «Я здоровье берегу – сам себе я помогу», посвященной открытию Дня здоровья (ДО «Бригантина»). Учащиеся и педагоги зарядились энергией на весь день, приняв участие в уличном флешмобе «Школа за здоровый образ жизни» вместе с Максимовой Ингой – ученицей 11 класса под руководством учителя физкультуры Воропаева С.А. Беседу «Чистота – залог здоровья» для учащихся 1-4 классов провела социальный педагог Норкина О.В., а учитель физкультуры Мамедов И.М. с учащимися 9-11 классов провел игровую программу «По дороге к доброму здоровью». Заместитель директора по воспитательной работе Максимова Л.В. организовала для учащихся 5-8 классов веселую переменку «Тропинка здоровья». Медицинским работником Хлевовой О.Ю. был оформлен уголок здоровья «Скажи: «Да!» здоровому образу жизни». Подведение итогов и закрытие Дня здоровья было возложено на вожатую Крапива К.А.
В течение дня ребята не только заряжались энергией, бодростью, но состязались друг с другом в своих интеллектуальных способностях по здоровому образу жизни. Все задуманное удалось реализовать на 100 %.
К сожалению, из-за погодных условий 19 мая не состоялся запланированный День здоровья, посвященный Дню школьника.
В течение года под руководством учителей физкультуры ежедневно организовывалась зарядка «Пять минут бодрости!». В начальных классах дети всегда и своевременно выполняли зарядку, в среднем и старшем звеньях из-за недостаточного контроля учителей физкультуры зарядка делалась не всегда. Поэтому этот вопрос остается на контроле на будущий учебный год.
Проблема охраны здоровья и жизни учащихся, создание безопасных условий труда и учебы, профилактики травматизма находили место в повседневной деятельности нашей школы. Перед началом всех видов деятельности учителями и классными руководителями проводились инструктажи о проведении экскурсий, походов, спортивных, кружковых занятий, при работе с техникой, сельхозинвентарем, оборудованием, использующимся на уроках. Особенно уделялось внимание проведению техники безопасности на каникулах, на водоемах, дорогах и при проведении различных мероприятий.
Запланированная общешкольная работа по ОБЖ в этом учебном году также проводилась в начальных классах на уроках познания мира, в среднем звене на уроках физкультуры, а в старшем на уроках НВП.
Работа по ПДД реализовалась на классных часах по утвержденной программе и была подытожена массовым участием учащихся в школьном конкурсе «Безопасное колесо» (5-8 кл.) под девизом «ПДД вы изучайте! На дорогах соблюдайте!»
Ответственными за проведение конкурса были заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, педагог-организатор по ВПВ, медицинский работник, учителя физкультуры, учитель технологии, классные руководители.
В ходе мероприятия школьники закрепили знания правил дорожного движения, умения по оказанию медицинской помощи.
На линейке (ответственная Крапива К.А.) были заслушаны рапорты командиров отрядов о готовности к конкурсу. Здесь же было представлено жюри, а также оглашен перечень этапов соревнований. Затем 9 класс продемонстрировал агитбригаду «Изучайте, без сомнения, правила дорожного движения!». Агитбригада была подготовлена хорошо, продумано костюмирование, музыкальное сопровождение, прослеживалось участие всего класса.
Большую помощь в подготовке строевого конкурса оказал глава Департамента «Физкультура и спорт» ДО «Бригантина» Цубикс Александр.
Конкурс «Викторина» показал, что учащиеся ориентируются в правилах дорожного движения, о чем можно судить по ответам на предложенные вопросы.
В ходе проведения конкурса на знание ПДД выявились невысокие знания детей. Несмотря на то, что детям была дана ограниченная тестовая база, многие показали слабые результаты. Из года в год данное замечание не устраняется. Поэтому классным руководителям необходимо контролировать подготовку учащихся.
Конкурс «Юный санитар» показал хорошие знания по медицине. На этапе «Юный регулировщик» ребята набирали хорошие баллы. В конкурсе «Фигурное вождение» многие ребята также показали неплохие результаты.
Самым долгожданным моментом праздника было подведение итогов. Уставшие, но довольные ребята радовались каждой победе. Лучшие учащиеся были отмечены индивидуальными грамотами, распределены места по классам. 1 место занял 6 класс, 2 место – 5 класс, 3 место – 7 класс.
Параллельно с подготовкой к школьному конкурсу шла подготовка к районному. Команда юных инспекторов движения нашей школы, в которую вошли учащиеся 5-8 классы, заняла 1-ое призовое место и получили памятный подарок, что нас очень радует. Каждому ребенку была вручена почетная грамота. В личных зачетах Шатохин Иван стал лучшим в конкурсе «Фигурное вождение велосипеда». Лучшей агитбригадой была признана агитбригада нашей школы.
Хочется отметить активное участие члена Попечительского совета Адам О.В., учителей физкультуры Мамедова И.М. и Воропаева С.А., подготовивших площадку для «Фигурного вождения», ученика 11 класса Цубикса Александра, готовившего учащихся к конкурсу «Строевой смотр» на школьные, районные и областные соревнования, классных руководителей, медицинского работника и всех ответственных за подготовку и проведение соревнований «Безопасное колесо».
Защищать честь района на областные соревнования «Безопасное колесо» поехала команда ЮИДовцев нашей школы, которая была отмечена дипломом «Жеңіске жету жігерлік».
Одной из главных задач школы и семьи является организация максимального оздоровительного отдыха учащихся в летний период.
В этом году на базе нашей школы вновь работала оздоровительная площадка с дневным пребыванием. Было запланировано 2 сезона.
Работу 1 сезона оздоровительной площадки организовывали классный руководитель 2 класса Шмурыгина Н.С. и воспитатель предшколы Баева Е.В. Каждый день был насыщен разными мероприятиями. Дети играли в подвижные игры на свежем воздухе, отгадывали загадки, участвовали в интеллектуальных викторинах, спортивных эстафетах и других мероприятиях.
Сочетание интеллектуальных викторин со спортивными мероприятиями‚ прогулками‚ веселыми стартами способствовали тому‚ что отдых детей был полноценным.
За 2 сезон оздоровительной площадки ответственными были социальный педагог Норкина О.В. и библиотекарь Мамедова О.Р. Но из-за ремонта школы оздоровительную площадку пришлось отменить.
По плану в оздоровительном лагере «Лесная поляна» за время летних каникул должны были отдохнуть 15 учащихся школы. К сожалению, в силу ряда причин, план не выполнен. По-прежнему с трудом приходится убеждать родителей о важности оздоровления своих детей во время летних каникул. В связи с этим классным руководителям рекомендуется продолжить разъяснительную работу с родителями и детьми в течение всего учебного года.
Далеко не все запланированное по данному направлению было выполнено. Не были проведены многие спортивные общешкольные мероприятия. Очень слабо прослеживалось участие школы в районных и областных соревнованиях.
Следует отметить, что педагогам необходимо придерживаться утвержденного плана воспитательной работы на учебный год, без напоминаний выполнять запланированное, более ответственно относиться к своей работе.
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
Всестороннему воспитанию гармонически-развитой личности способствует кружковая работа. В нашей школе в этом учебном году действовало 12 кружков и факультативов, а также 3 секции, 2 из которых – спортивные.
Расписание кружков и факультативов
Кружок |
День проведения |
Класс |
Время проведения |
Руководитель |
«Акварельки» |
Четверг |
1 |
14:00 ч |
Когут Н.П. |
«Театральный» |
Пятница |
1 |
14:00 ч |
Когут Н.П |
«Мир логики» |
Четверг |
2 |
14:00 ч |
Шмурыгина Н.С. |
«Занимательная грамматика» |
Четверг |
3 |
14:45 ч |
Шмурыгина Н.С. |
«Заниматика» |
Пятница |
3 |
14:00 ч |
Шмурыгина Н.С. |
«Занимательная математика» |
Четверг |
4 |
15:00 ч |
Когут Н.П |
«АБВГДейка» |
Пятница |
4 |
15:00 ч |
Когут Н.П. |
«Растениеводство» |
Четверг |
5 |
15:30 ч |
Давренбеков К.Ж. |
«Трудовичок» |
Четверг |
8 |
17:00 ч |
Воропаев С.А. |
«Юный географ» |
Пятница |
8 |
16.30 |
Кооль Л.Н. |
Факультатив по религиоведению |
Четверг |
9 |
16:00 |
Шатохина Л.В. |
«Страноведение» |
Четверг |
11 |
16:30 |
Кооль Л.Н. |
Расписание спортивных секций
Секция |
День проведения |
Время проведения |
Руководитель |
«Волейбольная» |
Понедельник |
18.30 ч |
Мамедов И.М. |
«Лыжный спорт» |
Вторник |
16.00 ч |
Воропаев С.А. |
«Волейбольная» |
Среда |
18.30 ч |
Мамедов И.М. |
«Лыжный спорт» |
Четверг |
15.45 ч |
Воропаев С.А. |
«Лыжный спорт» |
Пятница |
15.45 ч |
Воропаев С.А. |
«Волейбольная» |
Пятница |
18.30 ч |
Мамедов И.М. |
Кружковая работа делала жизнь ребят насыщенной и интересной, создавала максимум условий для физического, интеллектуального, творческого, нравственного и духовного развития.
Однако работа кружка «Трудовичок» (Воропаев С.А.) не была налажена. Слабое посещение учащимися наблюдалось на кружках «Юный географ» в 8 классе и «Страноведение» в 11 классе (Кооль Л.Н.)
В начале учебного года с желанием учащиеся посещали спортивные секции, но затем учителя физкультуры без видимых на то причин прекратили проведение секций.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
Ежегодно, участвуя в различных конкурсах, учащиеся школы занимают призовые места. Исключением не стал 2017–2018 учебный год.
На районном и областном уровнях школа добилась следующих результатов:
№ |
Ф.И. учащегося, класс |
Наименование мероприятия |
Уровень (Респ., обл., район.) |
Дата |
Результат |
Руководитель |
1 |
Жежеря Константин, 7 класс |
Осенний кросс |
Районный |
Сентябрь |
Грамота за 2 место |
Воропаев С.А. |
2 |
Команда учащихся 5-8 классов |
Зональная игра «Я – чемпион» |
Районный |
Ноябрь |
Участие |
Воропаев С.А. Мамедов И.М. |
3 |
Команда учащихся 6-10 классов
|
Соревнования по волейболу |
Районный |
Ноябрь |
Участие |
Мамедов И.М. |
4 |
Носков Виталий, 11 класс |
Конкурс-практикум по дизайну |
Областной |
Ноябрь |
Участие |
Мамедов И.М. |
5 |
Жежеря Константин |
Ученическая спартакиада |
Районный |
Декабрь |
Грамота за 3 место |
Воропаев С.А. |
6 |
Адам Арсений, 5 класс |
Творческий конкурс рисунков и фотографий «Я люблю свою страну» |
Международный |
Январь |
Сертификат за участие |
|
7 |
Жанабек Жанаргүл Суржикова Арина Шатохин Иван Толстов Вадим |
Конкурс по робототехнике
|
Районный |
Февраль |
Диплом за 3 место Номинация «Кегельринг» |
Мухтаров А.Б. |
8 |
Данилова Дарья, 9 класс |
Х Республиканская олимпиада «Жарқын болашақ»
|
Районный |
Февраль |
Грамота за 3 место Номинация «Әнші бұлбұлдар»
|
Альжанова Г.С. |
9 |
Докучаева Полина |
Конкурс прикладного искусства
|
Районный |
Февраль |
Диплом за 1 место в номинации «Вязание»
|
Давренбеков К.Ж. |
10 |
Докучаева Полина |
Конкурс прикладного искусства
|
Районный |
Февраль |
Диплом за 1 место в номинации «Работа из природного материала»
|
Давренбеков К.Ж. |
11 |
Суржикова Арина |
Конкурс профессионального мастерства |
Областной |
Март |
Диплом за 3 место по специальности «Кулинар» |
Давренбеков К.Ж. |
12 |
Докучаева Полина |
Конкурс профессионального мастерства |
Областной |
Март |
Диплом за участие по специальности «Швея» |
Давренбеков К.Ж. |
13 |
Ансамбль «Казанские ложкари» |
Семинар заместителей директоров по ВР по теме «Повышение воспитательного потенциала подрастающего поколения на основе национальной идеи «Мәңгілік Ел» и программы «Рухани жаңғыру» |
Областной |
Март |
Участие |
Максимова Л.В. |
14 |
Норкина Алекса, 5 класс |
Олимпиада по ПДД «Клаксон» |
Республиканский |
Апрель |
Диплом 1 степени |
Крапива К.А. |
15 |
Адам Арсений, 5 класс |
Олимпиада по ПДД «Клаксон» |
Республиканский |
Апрель |
Диплом 2 степени |
Крапива К.А. |
16 |
Егорова София, 5 класс |
Олимпиада по ПДД «Клаксон» |
Республиканский |
Апрель |
Диплом 2 степени |
Крапива К.А. |
17 |
Суржикова Ксения, 5 класс |
Олимпиада по ПДД «Клаксон» |
Республиканский |
Апрель |
Диплом 3 степени |
Крапива К.А. |
18 |
Виниченко Дарья, 8 класс |
Абаевские чтения |
Районный |
Апрель |
Диплом 2 степени |
Жанабекова Д.К. |
19 |
Жежеря Константин, 7 класс |
Конкурс технического творчества |
Районный |
Апрель |
Диплом 2 степени |
Давренбеков К.Ж. |
20 |
Данилова Дарья, 9 класс |
Конкурс технического творчества |
Районный |
Апрель |
Диплом 2 степени |
Давренбеков К.Ж. |
21 |
Ансамбль «Казанские ложкари» |
Творческий фестиваль, посвященный 20-летию столицы Республики Казахстан – города Астана «Елімнің жүрегі – Астана» |
Областной |
Апрель |
Участие |
Максимова Л.В. |
22 |
СДК, педколлектив, учащиеся |
Смотр художественной самодеятельности «Родная земля – обилие истории» |
Районный |
Апрель |
Грамота 2 степени |
Максимова Л.В. |
23 |
Команда учащихся 5-9 классов |
ЮИД «Безопасное колесо» |
Районный |
Май |
Диплом 1 степени |
Максимова Л.В. Крапива К.А. |
24 |
Команда учащихся 5-9 классов |
ЮИД «Безопасное колесо» |
Областной |
Июнь |
Диплом «Жеңіске жету жігерлік» |
Максимова Л.В. Крапива К.А. |
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:
- Осуществленные общешкольные дела, праздники, конкурсы проводились, в целом, на должном уровне.
- Все проведенные мероприятия отражены в фото-материалах, отчетных презентациях, наиболее значимые сняты на видео.
- Продолжается планомерное накопление материалов: сценариев, фонограмм, декораций, костюмов и т. д.; в «Банк данных по воспитательной работе» помещаются разработки, презентации, фотографии, видеоматериалы в электронном виде.
- Активная работа кружков художественно-эстетического направления и спортивных секций дает возможность ученикам развивать свое творчество, способности, спортивную подготовку.
- Однако, как показал анализ, не все запланированное выполнено в полном объеме.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Педколлектив продолжит работать в новом 2018-2019 учебном году над воспитательной темой «Создание условий для формирования гражданской, правовой, самостоятельной, социально-активной личности, способной делать свой жизненный выбор и нести ответственность за судьбу своей страны».
Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что поставленные задачи воспитательной работы в 2017-2018 учебном году, в большей степени можно считать реализованными. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:
- Продолжить работу по приоритетным направлениям воспитательной деятельности, изложенным в документе «Концептуальные основы воспитания» от 22 апреля 2015 года.
- Формировать у учащихся активную гражданскую позицию, патриотизм, национальное самосознание, толерантность, культуру межэтнического общения, уважение к государственному языку, традициям, истории представителей народов Казахстана.
- Способствовать росту инициативы, самостоятельности, чувства ответственности детей через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
- Совершенствовать работу социально-психологической службы по оказанию своевременной помощи и поддержки детям и их родителям, педагогам и администрации школы при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе.
- Активизировать систему семейного воспитания через привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, способствовать повышению их ответственности за воспитание и обучение детей.